Трудно быть пациентом. Заключительная часть

Завершая наши публикации о встрече профсоюзного актива Сибирского химического комбината и предприятий-партнеров с руководством Северской клинической больницы, озвучим прозвучавшие вопросы и полученные на них ответы медицинских работников.

Вопрос: Почему врачи не выписывают рецепты, а пишут назначение на клочке бумаги, почему пенсионерам и работникам СХК приходится «выпрашивать» рецепт, чтобы получить лекарства по льготной цене.

Плаксин Михаил Борисович, начальник КДЦ № 2: Действительно, по всем существующим нормативным документам врач обязан выписывать назначаемые лекарственные средства на рецептурном бланке. Причем такой документ предъявляется не только в аптеки, обслуживающие работников и пенсионеров АО «СХК» по программе льготного лекарственного обеспечения. Рецепт может быть предъявлен в налоговую инспекцию для оформления налогового вычета. Мы не будем отрицать, что практика написания названия лекарств и дозировки на простой бумаге тоже присутствует. Руководство КДЦ № 1 и КДЦ № 2 с этим борется, проводит профилактические беседы со специалистами. Врачи поступают таким образом просто потому, что так быстрее, чтобы ускорить процесс приема пациентов. На бумаге врач может написать вам торговое название препарата, а на рецепте он обязан написать международное патентованное название, обязательно на латинском языке и с расшифровкой его основных действующих лекарственных веществ. Для федеральных и региональных льготников рецепты формируются в информационной системе ИнфоМед и распечатываются с помощью компьютера. А обычную, 107 форму (рецептурного бланка) врачи заполняют от руки и это занимает некоторое время. Конечно, если пациент просит оформить рецепт, врач ему в этом не отказывает. Нужно просто сказать, что вы работник или пенсионер АО «СХК» и вам нужен рецепт.

Ответ Михаила Плаксина дополнила Марицкая Екатерина Александровна, заместитель начальника КДЦ № 2 по медицинской части: Если пациент готов подождать, то существует практика оформления рецептов не на приеме, а чуть позже (чтобы не задерживать очередь). Оформленный рецепт передается в регистратуру, где пациент заберет его в удобное для себя время. Либо пациент может подождать рецепт у кабинета, пока его оформит медсестра, врач в это время продолжит прием других пациентов. Важно понимать, что оформление рецепта оказывает значительное влияние на время приема пациентов и увеличивает нагрузку на врача. Поэтому, просим относиться к ситуации с пониманием.

Вопрос: Почему трудно записаться к узким специалистам? Как улучшить организацию самих приемов, чтобы не было таких ситуаций, как, например, на приемах хирургов и травматологов, когда в коридоре у кабинетов собираются огромные очереди, в которых скапливаются как пациенты, пришедшие на первичный прием, так и те, кто пришел на повторный прием с результатами рентгена или УЗИ, или те, кто пришли на перевязку?

Ольга Иванникова заметила, что про дефицит кадров уже было сказано ранее. Сейчас ищутся все возможные варианты для исправления ситуации.

Екатерина Марицкая прокомментировала прием пациентов хирургами КДЦ № 1: В данный момент к работе приступил новый специалист и предпринята попытка разделить потоки тех, кто приходит на консультацию и тех, кто пришел на перевязку. Специфика работы хирурга такова, что для постановки точного диагноза он может отправить пациента на дополнительное обследование (например, на рентген) сразу. Естественно, пациент возвращается с результатами и заходит вне очереди, из-за этого происходит накопление пациентов в коридоре. Медсестры стараются контролировать очередь, приглашать пациентов по записи, но внеплановые больные все равно всегда есть. В том числе и потому, что хирургическая патология не всегда поддается планированию. Большая часть пациентов приходит без записи, с острыми травмами, и их нужно обследовать здесь и сейчас, чтобы принять решение о тактике лечения. Врачи просят относиться к этому с пониманием.

Вопрос: Почему в электронной регистратуре нет записи к врачам-терапевтам и почему ограничено количество талонов, которые выделяются для электронной записи?

Екатерина Марицкая: Электронная запись в КДЦ № 1 возобновила свою работу. Запись на будущий период открывается по пятницам в 10 утра. Талонов предлагается не очень много. Это связано с тем, что основная масса наших пациентов – это возрастные пациенты, которые не пользуются интернетом. Поэтому большая часть талонов передается в регистратуру. Терапевтов в электронной записи сейчас, действительно, нет. Мы испытываем сегодня большой дефицит в этих врачах — на 37 участков в наличие только 20 терапевтов. Поэтому запись открывается через регистратуру только на одного врача-терапевта, а остальные принимают в порядке живой очереди. Сложившаяся ситуация обусловлена пандемией – нам приходится ежедневно отвлекать 6 терапевтов на вакцинацию населения, 2-3 терапевта в ковидных костюмах объезжают пациентов на дому (до 15 человек в день), 2- 3 терапевта работают в кабинетах неотложной помощи, а те, что остаются – обслуживают 37 участков. И еще не было случая, чтобы кого-то не приняли, даже если он пришел без записи. В этом году мы ждем двух новых терапевтов по программе «Атомный доктор». Но при этом двух опытных мы отправляем обучаться в ординатуру по узкой специализации. Так что пока изменений не предвидится.

Вопрос: Очень трудно дозвониться в регистратуру по телефону, приходится долго ждать ответа оператора. А если все-таки дозвонился и талонов уже нет, нельзя записаться на следующие периоды, чтобы иметь талон гарантированно. Почему?

Екатерина Марицкая: Сейчас привлекается значительное число работников для ответа на телефонные обращения, делается все возможное для снижения времени ожидания. Если талонов нет, то продлить запись на 2 недели вперед все равно нельзя, так как будут нарушены сроки ожидания плановой помощи, оговоренные ПГГ (Программой государственных гарантий).

Вопрос: Работники и ветераны комбината привыкли обращаться в КДЦ № 2, много лет наблюдались у конкретных врачей и хотели бы с ними остаться. Право выбора врача у пациента есть, поэтому возникает вопрос, как можно решить проблемы, связанные с прикреплением пациентов к тому или иному мед. учреждению?

Михаил Плаксин: По поводу прикрепления к мед. учреждению уже состоялась не одна встреча с ветеранами комбината. Мы объясняли, что норматив обслуживания участкового терапевта – 1300 пациентов. До реорганизации комбината в КДЦ № 2 работало 17 цеховых терапевтов на 16 тысяч работников предприятия. Сегодня на комбинате трудятся 3000 работников. Поэтому цеховые терапевты были также сокращены. Удалось сохранить только 4 ставки. И надо понимать, что это избыточное количество, которое в любой момент могут еще сократить. Пенсионеры комбината обслуживаются по другой медицинской программе, по ОМС. Поэтому мы не можем их прикрепить на обслуживание в своем центре. Нам удалось за счет средств СКБ организовать только одну ставку врача-терапевта, которая работает с пенсионерами, ушедшими на пенсию по 1 и 2 Списку. Это Головкова Наталья Николаевна. Но надо понимать, что эти пенсионеры не относятся к нашей поликлинике. Это очень условное прикрепление.

Вопрос: Почему не работает рентгеновский аппарат в КДЦ № 2 и когда возобновит работу рентгеновский кабинет?

Михаил Плаксин: Аппарат исчерпал свой ресурс, вышел из строя и был разобран, отправлен на утилизацию. В планах приобрести новый цифровой аппарат. Только для этого нужны 18 миллионов рублей и пройти все необходимые закупочные процедуры. Этим занимаемся не мы, этим занимается ФМБА централизованно, в соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вопрос: Многие работники и пенсионеры, прошедшие вакцинацию от короновирусной инфекции covid-19 в январе-феврале, имеющие учетную запись на портале «Госуслуги», не получили там QR-код и электронный сертификат о вакцинации. Почему это произошло и когда ситуация будет исправлена?

Ольга Иванникова: Мы получаем вал вопросов по вакцинации и порталу «Госуслуги». Должна вас проинформировать, что никаких QR-кодов СКБ не формирует, электронных сертификатов не выдает, не заполняет дневники самонаблюдения для вакцинированных на портале. Мы только заносим информацию о вашей прививке в специальный Федеральный регистр вакцинированных. Информационный портал «Госуслуги» должен автоматически подгружать информацию о вакцинированных, без нашего участия. Мы знаем, что порядка 300 с небольшим человек, не получили сертификаты на портале по причине отсутствия учетной записи пациента в Федеральном регистре. Из-за чего это произошло, мы не знаем. Но в каждом конкретном случае мы повторяем процедуру создания учетной записи и сертификаты появляются в личном кабинете гражданина.

Вопрос: Почему у северчан нет возможности записаться на вакцинацию через портал «Госуслуги»?

Екатерина Марицкая: Да, через портал организована запись на вакцинацию только для томичей. Потому что Томск испытывает дефицит в вакцине и им требуется выстраивать очередность пациентов, создавать лист ожидания. В Северске дефицита вакцины нет. Можно записаться свободно на ближайшие три дня через регистратуру в любое время.

Вопрос: Появится ли в Северске возможность выбирать вакцину от короновирусной инфекции covid-19?

Ольга Иванникова: В РФ вакцина, которая была зарегистрирована и прошла все три этапа клинических испытаний, это вакцина ГамКовидВак (другое название Спутник V). В Северске сейчас вся вакцинация идет именно этой вакциной. Антитела появляются на 42 день, т.е.  на 21 день после введения второго компонента. О длительности иммунитета пока точной информации нет. Некоторые специалисты говорят о 6-ти месяцах, а кто-то о 10-ти месяцах. Вторая зарегистрированная в РФ вакцина – вакцина ЭпиВакКорона. Её клинические испытания еще идут, идет третья фаза этих испытаний. Мы получили 200 доз для клинических испытаний и только-только приступаем к ним. Поэтому основной вакциной сегодня остается Спутник V. Третью вакцину Научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М. П. Чумакова мы не видели и почти ничего о ней не знаем. Придет ли она на нашу территорию – неизвестно. Поэтому выбор у нас небольшой. Пока только Спутник V.

Вопрос: Когда в 2015 году вводили прикрепление к поликлиникам по прописке, карточки работников СХК были переданы в КДЦ № 1. В системе ИнфоМед внесена не вся информация о пациенте, а только с какого-то периода. Как организовать передачу карты из КДЦ № 1 в КДЦ № 2, если пациент идет на прием к узкому специалисту по результатам медосмотра, при условии, что карту на руки не выдают?

Михаил Плаксин: На каждого работника СХК в КДЦ № 2 заведена вторая карта, которая заполняется по результатам медосмотра. Вся необходимая информация в ней есть, а чего нет – есть в ИнфоМеде. Вообще, с февраля 2021 года мы можем совсем отказаться от ведения карт в бумажном виде и заполнять только электронный вариант.

Вопрос: Часто говорят, что многие беды в нашей городской медицине происходят из-за федерального финансирования, из-за того, что местные власти не могут оказать никакого влияния на состояние дел с медицинской помощью в городе. Может быть стоит рассмотреть вопрос о переходе в областной Департамент здравоохранения, на региональное финансирование?

Ольга Иванникова: Вопрос очень глубокий и не простой. У меня есть опыт работы и в Департаменте здравоохранения, и в Фонде обязательного медицинского страхования, но я не готова сейчас сказать, какой вариант лучше. Вопрос требует очень тщательной проработки в том числе и с точки зрения Бюджетного кодекса РФ. Мы постараемся просчитать все плюсы и минусы, все дополнительные возможности для улучшения финансового, а, следовательно, и материального положения СКБ. Будем заниматься этим вопросом.

Резюмируя вопросы общественности, Вячеслав Кочетов спросил, есть ли «свет в конце тоннеля», на что нам надеяться?

Ольга Иванникова ответила: Если к нам придут в ближайшее время врачи, подготовленные по существующим медицинским программам обучения, а не новомодные менеджеры по оказанию медицинских услуг, то мы с радостью их примем во все наши медицинские учреждения и ситуация исправится. Мы участвуем во всех проектах привлечения кадров в ЗАТО Северск. Но сделать наши ставки привлекательными мы не можем, так как их регулирует программа ОМС. Если говорить о материальной базе, то есть надежда на улучшение, потому что нам помогают и Сибирский химический комбинат, и ГК «Росатом». Думаю, что «свет в конце тоннеля» все-таки есть!